Главные изменения в экологическом законодательстве в 2025 году

В 2025 году законодательная база в области экологии претерпела множество изменений. Они коснулись экологических платежей, норм по обработке отходов, установки водоохранных зон, выполнения экологической оценки на окружающую среду и так далее.
Собрали самые важные изменения в природоохранном законодательстве на 2025 год.


Время прочтения: 10 минут
юг-экоаудит
Надежда Полиевец
Директор
Юг-ЭкоАудит

Установка и вычисление экологического сбора

Компании, которые производят или ввозят товары и упаковку и не обеспечивают их утилизацию, должны выплачивать экологический сбор. Экологический сбор был внедрен в контексте усиления мер по управлению отходами и проведения политики расширенной ответственности производителей (РОП). Российское правительство конкретизировало ассортимент продукции, подлежащей обязательной переработке, в Постановлении №2414 от 23 декабря 2023 года.

Обновленные нормативы по начислению и определению размера экологического сбора начали действовать с начала 2025 года.

Правительственное Постановление №1990 от 30 декабря 2024 года устанавливает механизмы начисления, направления регулирования, методы определения платежей, процедуры зачисления и контроль за правильностью финансовых взаиморасчетов. Критерии и условия определения размера сборов зависят от времени первоначальной продажи или импорта продукции, участия в эксперименте, членства в ЕАЭС (Евразийском экономическом союзе) и самостоятельности утилизации отходов.

На что обратить внимание
Необходимо осуществлять совместную сверку расчетов для предотвращения избыточных выплат. Методика проведения расчета и проверки итогов также определяется Постановлением №1990.

Постановление Правительства РФ №1041 от 1 августа 2024 года вводит основные тарифы экоплатежей и коэффициенты эффективности переработки, принимая в расчет сложность процесса переработки отходов после использования продукции, доступность современных технологий для их обработки и другие значимые аспекты.

Документ определяет основные тарифы экологических платежей на ближайшие три года. Так, в текущем 2025 году ставка повышается на 15% по отношению к уровню предшествующего года. В следующем году она увеличится на 8%, а в 2027 — на 4%. Для вычисления итоговой суммы сбора базовый тариф нужно умножить на установленный государством коэффициент извлечения.
экологический сбор
Рассчитайте стоимость подготовки документов
При заказе комплекта документов, ваша накопительная скидка может достигать 20% – до 200 000 руб.
Инвентаризация выбросов + Постановка на учет НВОС — от 25 000 руб.
Проект ПДВ + План при НМУ + программа ПЭК — от 200 000 руб.
Разработка ПНООЛР + ДВОС — от 80 000 руб.
Получение КЭР — от 500 000 руб.
Укажите, какие документы вам необходимо подготовить и получите расчет стоимости с накопительной скидкой до 20%
Если вам необходимо получить от нас Коммерческое предложение – поставьте ✔ в соответствующем пункте
граница сзз

Понижающий коэффициент

Чтобы стимулировать предприятия по выпуску товаров и упаковки использовать вторичное сырье, государство ввело понижающий коэффициент к нормативу утилизации отходов и объему произведенной упаковки. Вторсырье происходит из отходов, как производственных, так и потребительских. Оно используется заново, способствуя уменьшению экологического воздействия. Сюда входят переработанные бумага и картон, стекло, пластик, различные металлы и другие материалы.

Для использования коэффициента требуется регистрация в специализированном реестре утилизаторов. Эти сведения размещаются в ГИСП — цифровом сервисе, предназначенном для бизнеса России, функционирующем как государственная информационная система промышленного сектора.

Для внесения в реестр требуется оформить заявление через ГИСП. Последующая процедура включает проведение выездной проверки сотрудниками Росприроднадзора,, исход которой определяет включение или невключение компании в данный список.

Регистрация в реестре утилизаторов и активация использования коэффициента снижения за применение вторичных материалов — один из способов уменьшить размер экологического сбора по расширенной ответственности производителя. Механизмы подсчета вместе с правилами и критериями для применения данного коэффициента детально определены в Постановлении Правительства РФ №1901 от 26 декабря 2024 года.

На что обратить внимание
  1. Организации не смогут использовать снижающий коэффициент, если используемые вторичные материалы получены в результате собственной переработки отходов в рамках реализации схемы РОП. Обязательно необходимо, чтобы организация состояла в реестре утилизаторов, без этого “погасить” экосбор не получится.
  2. Внесенные изменения исключают использование того же объема ресурсов для получения экологических налоговых выгод дважды. К примеру, когда одна организация осуществила утилизацию 10 тонн полиэтилентерефталатных (ПЭТ) бутылок, а другая переработала их в 10 тонн пластиковых гранул, право на применение льготы по уменьшению экологической платы предоставляется лишь одной из сторон. Но опять же, организация должна быть внесена в реестр утилизаторов.

Обязательное применение переработанных материалов

С начала 2025 года для изготовления определенных изделий и осуществления работ станет обязательным применение переработанных материалов. Полный список товаров и услуг, а также требуемый процент содержания вторичного сырья в них определены правительственным Распоряжением №2330-р от 28.08.2024 г.

Применение вторичных материалов необходимо при:
  • изготовлении цемента и кирпича;
  • создании почвенных субстратов;
  • производстве резиновой технической продукции и резиновых покрытий;
  • выпуске древесных плит, брикетов и гранул;
  • модернизации и ремонте автомобильных дорог;
  • консервации и ликвидации шахтных выработок;
  • рекультивации земель.

На что обратить внимание
На данный момент правительственные структуры не выработали комплексные меры воздействия, предусмотренные в случае невыполнения предприятиями требований по применению вторичных материалов в указанных ситуациях.
переработка материалов

Запрет на ПЭТ–упаковку

С первого сентября 2025 года запрещается изготовление и эксплуатация цветных полиэтилентерефталатных (ПЭТ) бутылок для хранения пищевой продукции Исключения составят изделия, выполненные в белой и голубой, коричневой и зеленой расцветке. Помимо этого, ограничено производство и применение этикеток из ПВХ, кроме термоусадочных пленок.

На что обратить внимание
Нововведения не применяются к товару, произведенному до первого сентября 2025 г. Тем не менее, производителям этой продукции советуют уже сегодня начать поиск замены.

Изменение методики выполнения ОВОС

С первого марта 2025 года утверждается обновленная процедура выполнения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая является обязательной для любых проектов, подлежащих экологической госэкспертизе.

Этот процесс включает несколько этапов, среди которых: предварительная оценка и составление техзадания, лабораторные исследования и замеры, организация общественных слушаний, подготовка заключительного отчета и его публикация в свободном доступе. Детали нового порядка изложены в Постановлении Правительства №1644 от 28 ноября 2024 года.
На что обратить внимание
Нововведения не касаются проектов, публичные слушания которых проходили до первого марта 2025 года.

Расширение списка вредных веществ

Правительство актуализировало список загрязнителей атмосферы и водоемов, добавив 54 новых элемента. У ним относятся тяжелые металлы вместе с их соединениями, сажа и углеродные отложения, смолы, абразивные частицы пыли, тиолы и прочие загрязняющие агенты. Плата за выбросы этих веществ будет осуществляться в соответствии с установленными ранее тарифами.

Для 13 наиболее опасных из добавленных веществ начисление платежей начинается с отчетного периода 2024 года со сроком оплаты — до 1 марта 2025 года. Для вновь зарегистрированных загрязнителей, не попадающих в эту категорию, плата начнет начисляться с отчетного периода 2025 года.

На что обратить внимание
  1. Полный список вредных веществ содержится в правительственном Распоряжении №2909-р от 20 октября 2023 года.
  2. Процедура вычисления и произведения платежей за использование объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) регламентируется правительственным Постановлением №1290 от 24 сентября 2024 года

Штрафы: отчет о парниковых газах и природоохранные проверки

С первого июля 2025 года вводятся административные штрафы за нарушения, связанные с отчетностью о выбросах парниковых газов. Предприятия и их ответственные руководители столкнутся с финансовыми взысканиями в случае непредоставления, задержки предоставления отчета или предоставления недостоверных данных о выбросах.

Размер штрафов устанавливает Федеральный закон №218-ФЗ, принятый 13 июня 2023 года. Для должностных лиц он составит 10-50 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) предусмотрены санкции в размере от 50 до 150 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 150 до 500 тысяч. Исковая давность по данным нарушениям составит один год.
На что обратить внимание
Отчет о выбросах парниковых газов за прошедший отчетный период необходимо предоставлять каждый год не позднее 1-го июля

Увеличение штрафов за уклонение от государственных проверок в сфере охраны природы

В случае препятствования работе инспекторов, осуществляющих государственный эконадзор, должностные лица получат штраф в размере 10-20 тысяч рублей организации — 250-500 тысяч.

При повторных нарушениях штрафные санкции составят от 20 до 50 тысяч и от 500 тысяч до одного миллиона рублей соответственно.

Требования к установке границ водоохранных зон

С первого марта 2025 года введены обновленные нормативы по определению границ водоохранных зон, утвержденные Постановлением Правительства №1459 от 31.10.2024 г. Водоохранные зоны пролегают вдоль берегов водоемов и предназначаются для установления специального режима эксплуатации, чтобы защитить водные ресурсы от загрязнения и истощения.

Нововведения:
  • Установлен регламент определения границ водозащитных территорий и прибрежных защитных полос водоемов;
  • Введены инструкции по установке информационных табличек в зоне отдыха;
  • Определен порядок регулирования и корректировки границ водных охраняемых территорий и прилегающих защитных полос.

На что обратить внимание
С начала весны 2025 года действуют новые правила оформления договоров водопользования. Регламентируются правительственным Постановлением №1692 от 30 ноября 2024 года.
водоохранная зона

Рекомендации по подготовке проекта СЗЗ

Для упрощения процедуры создания и разработки проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ), Роспотребнадзор впервые разработал и предоставил методические указания MR 2.1.1.0358-24. Документ направлен на оптимизацию процесса формирования санитарных зон, облегчение подготовки соответствующих проектов, а также на предупреждение возможных нарушений в этой области, что в совокупности представляет существенную поддержку бизнесу.

Реализация системы защитных зон (СЗЗ) является обязательной для предприятий, классифицируемых по I-V категориям опасности. Важно отметить, что для объектов, относящихся к первой и второй категориям, требуется выполнение дополнительного анализа потенциальных рисков для здоровья населения. Процесс разработки включает в себя создание проекта СЗЗ, прохождение необходимых экспертных оценок, проведение лабораторных исследований, а также согласование документации в Роспотребнадзоре.

На что обратить внимание
Отсутствие проекта СЗЗ ведет к наложению административных штрафов на организацию или к приостановке ее деятельности на период до 90 дней.

Читайте также

Наши эксперты написали вам самые необходимые статьи в области экологии и инженерных изысканий, актуальные на 2025 год