Инвентаризация источников выбросов: кому и зачем она нужна

С первого марта 2023 года все предприятия должны иметь отчет по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, выполненных по новой форме, установленной Министерством природы. Данный документ включает сведения об оборудовании и характеристику выбросов предприятия. Отсутствие отчета влечет административную ответственность в виде штрафов или приостановки деятельности.


Время прочтения: 6 минут


Надежда Полиевец
Директор Юг-ЭкоАудит

Что такое инвентаризация источников выбросов и для чего она нужна

Инвентаризация источников выбросов (ИВ) загрязняющих веществ позволяет определить и систематизировать данные о вредных выбросах и обо всех их источниках на предприятии. Она проводится не только для учета выбросов, но и для последующей разработки документов, необходимых для работы предприятия.

Инвентаризация необходима, чтобы:

● поставить организацию на учет в государственный экологический реестр и определить ее степень НВОС (негативного воздействия на окружающую среду);

● получить комплексное экологическое разрешение;

● рассчитать ПДВ (предельно допустимые выбросы) или НДВ (нормативы допустимых выбросов);

● подготовить программу экоконтроля;

● разработать план мероприятий при НМУ (неблагоприятных метеорологических условиях);

● составить и подать декларацию о влиянии предприятия на экологическое состояние окружающей среды.

Все это важно для законной деятельности предприятия и сохранения окружающей среды. Причем проводить инвентаризацию должны все организации, в не зависимости от числа источников, категории объекта, оказывающего НВОС, и других критериев.

При инвентаризации определяют количество и качество состава выбросов. В дальнейшем полученная информация ляжет в основу разработки проекта НДВ. Достоверность сведений этого проекта во многом зависит от качества и полноты инвентаризации. Частично достоверная или недостоверная информация о влиянии на окружающую среду, а также полное отсутствие подобной отчетности влекут за собой административные штрафы.

Какие штрафы за отсутствие инвентаризации предусмотрены

При отсутствии действующей инвентаризации источников выбросов компании грозит административный штраф. В случае несоблюдения экологических требований его размер составит до 100 тысяч рублей. А при сокрытии или искажении экологической информации – до 80 тысяч рублей.

В случае выявления неверно выполненной инвентаризации надзорные органы могут поставить под сомнение и другие природоохранные документы. Такое предприятие ждут многочисленные проверки и новые штрафы, которые исчисляются сотнями тысяч рублей.

Виды источников выбросов

Источники выбросов подразделяются на два типа. К первому виду относятся стационарные объекты, находящиеся на территории предприятия. Это котельные, печи и другое оборудование с дымоотводящими трубами, вентиляционные системы и технологические установки, пилорамы, сварочные и прочие открытые площадки, места перегрузки и хранения сыпучих материалов.

Ко второму типу относятся передвижные ИВ, а именно транспортные средства, образующие вредные выбросы. Например, легковые и грузовые автомобили, строительная и сельскохозяйственная техника, воздушные и водные судна

Инвентаризацию необходимо проводить и по стационарным, и по передвижным источникам. При этом информация о них фиксируются в едином отчете. Исключением являются организации без промышленного производства, где применяются только легковые машины. А также если в течение дня используется до трех грузовых автомобилей или не свыше двадцати автобусов, предназначенных для транспортировки людей.

Когда и как выполняют инвентаризацию источников выбросов

Инвентаризацию выполняют в течение двух лет после получения разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования либо техники, которые являются ИВ. И не позднее чем через полгода с момента начала использования данных объектов. Специалисты рекомендуют выполнять работы как можно раньше. Проводить их может как приглашенный эксперт, так и инженер-эколог компании.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ включает следующие этапы:

  1. Анализ имеющихся документов.
  2. Исследование технологии и подготовка пояснительной записки.
  3. Детальное описание всех источников с указанием координат размещения.
  4. Составление картографических материалов.
  5. Выполнение инструментальных замеров на ИВ;
  6. Вычисление качественных и количественных характеристик выбросов.
  7. Подготовка таблиц состава и параметров выбросов.
  8. Создание итогового отчета.

Сегодня отчет утверждает только руководитель компании, где проходит инвентаризация. Его не нужно согласовывать с надзорными органами. Также не нужно получать экспертные заключения и разрешения на выбросы. Отчет необходимо предоставлять только в ходе выездных проверок.

Методика и сроки проведения инвентаризации

Методика проведения инвентаризации источников выбросов бывает инструментальная и расчетная. Специалисты рекомендует выбирать второй вариант, хоть он и сложнее. Расчетный метод требует обязательного обоснования, которое затем в ходе проверок могут запросить надзорные органы. Кроме того, он удобен для инвентаризации передвижных объектов.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ не включает выполнение расчетов рассеивания. Однако эксперты советуют в процессе работ выполнить сразу и эту процедуру. Это ускорит и упростит разработку проекта НДВ или ПДВ, для которого требуются подобные расчеты.

Для объектов НВОС первой и второй категории инвентаризацию источников выбросов требуется выполнять раз в семь лет при неизменности технологического процесса. Для третьей и четвертой категории – только при изменении технологии производства и выполнения корректировки сведений. Сам процесс инвентаризации и подготовки отчета займет не менее месяца.

Законодательные основания и документы

Основополагающим документом для проведения инвентаризации является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» №96 от четвертого мая 1999 года. При выборе методологии и выполнении мероприятий необходимо руководствоваться Приказом Министерства природы РФ «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации» №871 от 19 ноября 2021 года и составленный Министерством природы «Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ» №22-р от 28 июня 2021 года.

Дополнительные разъяснения даны в Письме Минприроды «Об инвентаризации выбросов» №12-47/1354 от 19 января 2022 года. Также может быть полезен ФЗ «Об охране окружающей среды» №7 от десятого января 2002 года.

Когда нужна корректировка инвентаризации ИВ

● Изменения в производственных процессах и режиме работы оборудования. Это может быть введение в эксплуатацию объекта, его ликвидация или замена, обновление, ремонт и так далее.

● Смена используемого сырья.

● Изменение производственных объемов.

● Изменение параметров выбросов. Если объемы максимально разовых выбросов выросли более чем на 25% по сравнению с предыдущими показателями и валовых – на 10% и более.

● Обнаружение надзорными органами несоответствий и ошибок.

● Нововведения в природоохранном законодательстве.

Корректировку осуществляют в течение года с момента возникновения одного из указанных обстоятельств. Для получения верного и корректного отчета необходимо специализированное оборудование для проведения замеров. Также важно хорошо знать законодательство и следить за его обновлением. Чтобы избежать ошибок и не потерять время, лучше обратиться в специализированную компанию. Эксперты грамотно выполнят все работы и составят корректный отчет.

Читайте также

Наши эксперты написали вам самые необходимые статьи в области экологии и инженерных изысканий, актуальные на 2024 год