Паспорта опасных отходов 1-4 класса: Что это и зачем они нужны

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь паспорта на отходы I-IV классов опасности. Без документов региональный оператор не станет вывозить и утилизировать мусор, а нарушителей ждут существенные штрафы либо приостановка работы предприятия на срок до трех месяцев.

Экологическая паспортизация позволяет предприятию определить наиболее подходящие методы работы с отходами, способы их перевозки и хранения. Таким образом, предприятие сможет обеспечить безопасную деятельность как для себя, так и экологии.


Время прочтения: 5 минут


Надежда Полиевец
Директор Юг-ЭкоАудит

Что такое паспорт отходов и зачем он нужен

Паспорта отходов – документы, содержащие данные о виде мусора, его составе и степени опасности. На их основании выбирают метод работы с отходами и разрабатывают инструкцию по обращению с ними, организуют места хранения и выполняют его перевозку.

Паспорт отхода содержит следующие сведения:

● Наименование и код по ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов);

● Происхождение, состояние и физическая форма отходов;

● Класс опасности;

● Сведения о компании.

Разработка паспортов отходов позволяет действовать без риска как для ведения бизнеса, так и для окружающей среды. Без паспортизации отходы нельзя передать другим организациям, а региональный оператор не сможет их вывезти с предприятий.

Региональный оператор: кто это

Сейчас в России происходит масштабное обновление сферы по обращению с отходами. Так, в регионах строятся современные предприятия по сортировке и переработке мусора. А в каждом субъекте определены региональные операторы, которые отвечают за вывоз и утилизацию коммунальных отходов.

Подобные меры помогут привести отрасль в порядок, избежать незаконных сбросов мусора в лесах и других подобных местах, а также минимизировать появление стихийных свалок.

Ответственность за отсутствие паспорта отходов

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрены штрафы от 30 до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 до 250 тысяч рублей. Кроме того, предприятие может ждать приостановка работы на срок до 90 дней. Такая же ответственность предусмотрена для регоператора, который осуществляет вывоз мусора без соответствующих паспортов.

Каким организациям и видам отходов требуются паспорта

Паспорта делают все организации, в результате деятельности которых образовываются отходы I-V класса опасности. Кроме того, документ необходимо переоформить тем, кто делал их до 1.01.2021.

Сегодня выделяют пять классов опасности:

  1. Крайне опасные, неразлагаемые и не подлежащие захоронению. Это ртутьсодержащие и люминесцентные лампы, батарейки, асбестовая пыль и т.д.;
  2. Высокоопасные, подлежащие нейтрализации. Аккумуляторы, некоторые синтетические вещества. Без обезвреживания такие элементы могут нанести серьезный экологический урон.
  3. Умеренно опасные, хранятся в специальных условиях либо подлежат захоронению. Отходы животноводства, ароматизаторы, герметики, лаки и краски, моющие средства, бытовая химия, радиодетали и мобильные телефоны.
  4. Малоопасные. Бытовой мусор, текстиль и натуральная обувь, фанера, компьютеры и другая техника, одноразовая посуда, светодиодные лампы, искусственные материалы.
  5. Наименее опасные. Макулатура, древесные опилки, органика и так далее.

Таким образом, оформление паспортов отходов необходимо для предприятий, образующих производственные отходы I-IV классов опасности, даже офисам, так как у них тоже образуются отходы (бумага, отработанная офисная техника и картриджи, бытовой и органический мусор, использованные канцелярские принадлежности и так далее).

Для каждого вида отходов разрабатывается отдельный документ! Для отходов пятого класса процесс упрощен – паспорт не нужно разрабатывать.

Как сделать паспорт отходов

В первую очередь, необходимо выявить все имеющиеся на предприятии виды отходов, определить их тип и класс. Затем проводится отбор и исследование проб в аккредитованной лаборатории. Это поможет выявить состав отходов. А также их вид и класс, что особенно затруднено, если мусор не попадает в перечень ФККО.

ФККО представляет единую российскую систему, которая классифицирует отходы по классам опасности. Документ можно найти на сайте Росприроднадзора. После получения всех данных заполняется шаблон паспорта и собираются документы для каждого вида отходов отдельно:

● Паспорт;

● Протокол количественного химического анализа (КХА);

● Акт отбора проб;

● Аттестат аккредитации лаборатории;

● Расчет класса опасности отходов, не включенных в ФККО;

Если в перечне имеются виды отходов, не входящих в список ФККО, документы сначала проверяют Росприроднадзор и Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия (ФЦАО) затем паспортизация отходов проходит как для стандартных видов, включенных в ФККО.

Сколько действует паспорт отходов

С начала 2021 года начали работать новые правила оформления паспортов. Документы, разработанные после этой даты, действуют бессрочно. Однако их необходимо переоформить в случае замены названия и адреса юридического лица, а также при изменении ФИО, места жительства или реквизитов индивидуального предпринимателя.

Документы старых образцов нужно переоформить по новым требованиям. В этом случае изготовление паспортов отходов займет гораздо меньше времени, чем их оформление с нуля.

Распространенные ошибки при составлении паспорта

● Указаны не все виды отходов, имеющиеся на предприятии. В том числе не включают отходы, которые не предусмотрены ФККО, что является грубым нарушением.

● Отходы относятся не к тому классу опасности. Часто руководство компании само пытается определить вид мусора без проведения исследований, что влечет множество ошибок. Например, чистый картон относится к V классу, а картонная упаковка из-под молочных продуктов – уже к IV.

● Подан не весь комплект документов. Так, важно не только заполнить шаблон паспорта, но и необходимо предоставить акты и протоколы лабораторных исследований, отборов проб, расчет класса опасности и так далее.

При наличии подобных ошибок Росприроднадзор не согласует документы и отправит обратно на доработку. Чтобы сразу правильно составить экологический паспорт отходов, лучше обратиться к профессионалам. Специалисты проведут необходимые лабораторные исследования, грамотно заполнят, соберут и передадут в ведомство все документы. Это существенно сэкономит время и позволит получить паспорт в самые короткие сроки.

Читайте также

Наши эксперты написали вам самые необходимые статьи в области экологии и инженерных изысканий, актуальные на 2024 год